heartПомощь Клубу 0+
menu
exit
Найти друга
Найти друга arrow
О клубе «Звёздный Пёс»
О клубе arrow
Мероприятия клуба «Звёздный Пёс»
Мероприятия arrow
Как забрать собаку
Как забрать собаку arrow
Книжный клуб
Книжный клуб arrow
Часто задаваемые вопросы
Вопрос - ответ arrow
Нашли свой дом
Нашли свой дом arrow
Контакты клуба «Звёздный Пёс»
Контакты arrow
СердцеПомощь Клубу

Товарищ на миллион

Служебные собаки известны нам в первую очередь по фильмам – прекрасному советскому «Ко мне, Мухтар!», сериалу «Комиссар Рекс». Это верные товарищи полицейских и спасателей, охранники, поводыри, саперы, помощники в досмотре багажа. Их служба имеет свой срок: чаще всего это 5–7 лет. Что происходит, когда эта служба закончена? В России ежегодно списывается в отставку до 1000 не старых, контактных, обученных собак. Если их не забирают себе те, с кем они работали (например, полицейский или кинолог), им приходится коротать время в питомнике – без привычной работы, без особого комфорта и, главное, без общения. Три года назад родился «Звездный Пес» – проект по пристройству служебных собак на пенсии. Мы поговорили с его соосновательницей и руководителем Юлией Дежновой о том, как найти дом пожилой собаке и почему именно служебный пес в отставке – лучший друг для людей зрелого возраста. 

Создав проект «Звездный Пес», Юлия Дежнова получила кинологическое образование и сама завела трех собак. На фото она с бивер-йоркширским терьером Бусей.

Вы придумали проект в 2019‑м. Сегодня вас знают все ведом‑ ства, работающие с собаками, а счет пристроенных питомцев идет на сотни. Почему вы решили заниматься собаками-пенсионерами и что было с ними до вас?

Проект начался с того, что кинологи пожаловались мне на проблему с пристройством собак-пенсионеров. Дело было на выставке «Евразия» в 2019 году: я была тогда телеведущей, периодически работала на стендах, вот и в этот раз делала стенд про служебных собак и их жизнь, показывала фильмы, приглашала кинологов и проч. И вот эти кинологи стали мне рассказывать: плохо, что нет отработанного механизма устройства служебных собак в новые семьи, нет единой базы. Меня тогда уже хорошо знали в силовых структурах – как спортивный журналист, я вела для них мероприятия. Мы с коллегой Оксаной Дуровой сделали сайт проекта, созвали руководство силовых ведомств на общее совещание по судьбе списанных собак – и все получилось. Российская кинологическая федерация быстро акцептировала нашу площадку, и мы начали работу. Сначала проект звался «Зеленый пес», но мы быстро сменили название на более подходящее: у многих наших собак есть награды, и, будь у них погоны, на погонах были бы звезды. 

За три года пристроить 400 больших и страшных собак – это огромное достижение. Думаю, секрет в том, что у нас очень хорошо работает сарафанное радио. Не случайно мы позиционируем себя как клуб, сообщество. Мы очень открытая организация, все время на связи с теми, кто берет у нас собак, общаемся с ведомствами, которые уже поняли, что выгоднее нам давать полную информацию о собаке, чтобы не было сюрпризов. Если собака не подошла, есть возможность вернуть ее нам обратно. Также можно отдать ее нам на передержку, пока хозяева в отъезде. Мы дружим с людьми, поддерживаем их, а они нас. Многие берут у нас по второй собаке: у кого-то первая собака умерла от старости, кто-то берет вдобавок к нынешней вторую, третью, потихоньку формируя собственную стаю. 

                                                                                      У героя картины «Ко мне, Мухтар!» был реальный прототип – пес Султан, задержавший больше тысячи преступников. История его бесприютной тяжелой старости поразила писателя Израиля Меттера, чья повесть «Мурат» легла в основу фильма.

Как устроена ваша работа?

Когда ведомство готовится к списанию собаки, оно заполняет карточку и присылает нам. Так у нас появляется информация о ее здоровье, характере, навыках, способностях, ее фото, видео с моментами выполнения команд. Сайт проекта – не просто картотека, где указаны возраст и пол, он дает возможность полноценного подбора пса по нескольким критериям (характер, здоровье, способности, условия содержания, можно ли брать в семью с детьми и другими животными и проч.).

Потом мы начинаем искать ей хозяина. Стараемся находить его там, где собака списывается: если в Челябинске, то в Челябинской области, если в Мурманске, то в Мурманской и т.д. Но часто бывает, что люди, посетив сайт, влюбляются в собаку из дальних краев и готовы к ней ехать. Мы это поддерживаем: наше обязательное требование – чтобы человек лично познакомился с питомцем, прежде чем принять решение взять его к себе. Нужно, чтобы они совпали. Если все сошлось, мы помогаем с перевозкой в регион, где живет будущий хозяин. 

Как правило, когда собака списывается, она остается в своей части. Но иногда ведомства не могут ее больше содержать, вольер нужен для другой собаки; тогда мы берем ее на передержку. Своей единой передержки у нас нет, но есть партнеры, с которыми мы сотрудничаем, есть проверенные места и дружественные кинологи. У собак имеется место, где можно дождаться заселения в новую семью.

То есть вы работаете как распределительный центр? 

А также передаточный центр и центр реабилитации. Во всех ведомствах уход разный: иногда собаку после поступления к нам нужно отмыть, причесать, диагностировать, порой полечить. Мы не передаем новым владельцам собак с неуточненным диагнозом: не дай бог, что-то быстро случится, а хозяева уже привязались, полюбили. 

Кроме того, кинологи любят хвалить своих собак, а наша задача – проверить: правда ли она любит всех кошек или только ту знакомую, а остальных, наоборот, стремится загрызть? Потому что если у нас берет собаку пенсионер, живущий за городом, у которого есть любимая кошка, а собака эту кошку станет обижать, то получится совсем нехорошо. 

И как проверить отношение к кошкам? 

Мы можем провести тест на кошку: сначала проносим мимо вольера клетку с кошкой, потом знакомим с кошками, которые у нас на передержке. И потом уже идем на сайт и с легким сердцем пишем в карточке пса, что он к кошкам относится хорошо, даже незнакомым (или нет, что тоже нормально, но обязательно надо показать, как и отношение к шумным детям). 

Вы единственные, кто принимает списанных собак? 

На официальном уровне – да. С конца 2024 года мы работаем под управлением Минобороны. Большая часть собак поступает к нам из их легендарного питомника «Красная Звезда»: ведомства берут оттуда щенков и туда же возвращают отслуживших собак. 

У нас очень хорошо отработана логистика: собаки сразу оформляются по карточкам, мы выкладываем их на сайт порциями, подбирая питомцев с разными характеристиками: с таможни, караульные, розыскные, лабрадоры, овчарки, алабаи… И люди выбирают по потребностям.

Как устроен ваш проект? 

Я руководитель, у меня есть два зама, которые занимаются логистикой, и программист-администратор. Курсанты Минобороны работают на выставках. В основном наша работа удаленная: это систематизация, распределение данных и разговоры с людьми, которых нужно уговорить или отговорить брать ту или иную собаку. Очень важно понять, чего люди хотят и что им на самом деле нужно. Например, человек хочет овчарку, но работает с 9 до 19. Но овчарка – рабочая порода, она без заданий скучает; ее нужно либо брать с собой на работу, либо надо жить за городом, чтобы она в ваше отсутствие патрулировала участок и не скучала. Мы порекомендуем взять собаку, которая будет готова спать все то время, пока человек на работе. Так, от случая к случаю, решается наша главная задача: свести нужного человека с нужной собакой. 

Кто берет у вас собак? 

Самые благодарные участники нашего клуба – пенсионеры. Потому что и все наши собаки тоже пенсионеры, 80% – старше 5–6 лет. Собаки списываются в ведомствах начиная с года (из-за травмы или если не прошли тесты, например на выстрел, или мерзнут и не могут работать зимой) и до 7–8 лет. В любом случае к нам попадает обученная собака, в которую вложено много денег и сил. Средняя цена породистой овчарки – 100 тыс рублей. В год-полтора у нее начинается суперинтенсивная подготовка с кинологами, и потом она продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки; в среднем в одну служебную собаку вкладывается больше 1 млн рублей. И это не зря потраченные деньги: служебные собаки все понимают, разве что писать не умеют. С ними можно общаться уже не командами, а просто словами. С ними просто договориться. 

СОБАКА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА – ГЛАЗА, УШИ, НОС. ОНА ЗАЛАЕТ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЗАБЫЛ ВЫКЛЮЧИТЬ ГАЗ, ПОДНИМЕТ ТРОСТЬ И ОЧКИ.

Конечно, взрослая умная собака может стать подарком судьбы. Щенка еще воспитай, особенно крупного… 

Да, а есть же и невоспитуемые собаки. Мой мопс, например, забывает все через 10 минут после занятия, а мою умнейшую австралийскую овчарку легко подкупить лакомством. Все собаки разные, что вырастет у вас, предсказать невозможно. А мы предлагаем понятную историю. 

Иногда к нам обращаются люди зрелого возраста: мол, всю жизнь работал, не мог позволить себе завести собаку, только кошки были, какую мне взять? Я им советую собаку-спасателя из МЧС: она сама всему научит. Но люди, как правило, зовут кинолога, и он обучает распорядку и тому, что нужно для безопасности самой собаки (например, что шоколадные конфеты для нее смертельно опасны, как и орехи). Если собака всю жизнь прожила в вольере, шерсть и подшерсток очень мощные, и ее нельзя переводить в квартиру, иначе будет сильная линька и болезни. Тогда мы пишем, что она должна жить в вольере в загородном доме. Однажды у нас так собака отказалась ездить в лифте: она всю жизнь ходила своими лапами, летала в самолетах, ездила в грузовиках, но лифт не видела. Пришлось 30 кг носить на ручках. Мы стараемся такие вещи предугадывать. 

Чем служебные собаки в возрасте отличаются от молодняка? 

Собаки на пенсии более спокойные, обученные, они точно знают, кто такой человек, как его порадовать, чего от них ждут и чего делать никак нельзя. 

Отношения служебных собак с «коллегами», теми же полицейскими, – это ведь не то же самое, что с хозяевами в обычной жизни. Получается перестраиваться на новый формат? 

Собаки быстро адаптируются: им приходится делать это на службе, кинологи же меняются. Многие служебные собаки при первом знакомстве, например, не берут сыр и отказываются заходить в квартиру, так как привыкли к вольеру, а через неделю сыр уже их любимое лакомство, а диван – любимое место. Через месяц-два у собаки с новым хозяином или хозяйкой устанавливается настоящая связь – не просто послушание, подчинение командам, а отношения: «ты меня любишь, я тебя люблю». 

Какие у вас есть породы?

Самые разные и всех размеров – от шалаек (гибрида шакала и ненецкой лайки) весом 3–6 кг, которые работают в «Аэрофлоте» на досмотре багажа, и терьеров, которые ловят мышей и крыс на продовольственных складах, от спаниелей и корги до догов, ротвейлеров, немецких овчарок, московских сторожевых и восточноевропейских овчарок. 

Служебные собаки умны и эмпатичны, с ними можно общаться не командами, а словами. За месяцдва между собакой и новыми хозяевами возникает прочная доверительная связь.

Учитывая их опыт и навыки, служебные собаки могут быть не просто помощниками, а компаньонами. 

Три собаки за эти три года спасли семьи от пожара. Почти все собаки гавкают, если ты забыл что-то на плите, – они стабильно подают сигнал, когда меняется что-то в их окружении. Пенсионерам они дадут знать, что подходит курьер или что мимо калитки идет сосед, с которым хозяин в ссоре (и поэтому надо обязательно дать собаке знать, когда вы помиритесь и ситуация изменится). Собака для людей зрелого и старшего возраста – это их компаньон, глаза, уши, нос. Она приведет домой из леса и из магазина, поднимет и вложит в руку упавший предмет: кошелек, трость, ключи, даже монетку. 

До какой степени можно развить мозг собаки? 

Считается, что уровень интеллекта собаки может быть как у 5–7-летнего ребенка. Но есть еще и мудрость, и способности. Собаки, например, могут научиться чуять запахи на глубине до 50 см. По качествам характера и эмпатии служебные собаки как мудрые взрослые: снисходительно смотрят на мелких собачек, гавкающих на них на улице (хотя могут придавить их одной левой), позволяют кошкам себя трепать… Если психика собаки не испорчена, это очень адекватное существо с высочайшим интеллектом. Они по запаху определяют наше настроение и намерения, по запаху понимают, какая хозяину грозит опасность и откуда она исходит. Мы многого не знаем о собаках, они нас удивляют и будут удивлять. 

У собак бывает кризис старшего возраста? 

Кризисы скорее у молодых: после пяти лет собаки впадают в философский дзен. Марш-броски уже не для них, а рыбалка – самое то. 

Как «Звездный Пес» повлиял на вашу жизнь? 

Сейчас у меня три собаки. Я окончила Тимирязевскую академию – ведь я руководитель автономной некоммерческой организации, без профильного кинологического образования на такой должности нельзя. Но главное, что благодаря собакам я к 50 годам нашла себе хобби и работу в одном проекте. 

 

Рассказать друзьям

Больше статей
из этого раздела